2 здание
-
Категория: Без Категории
«МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВОСПИТАННИКАМИ-ПЕДАГОГАМИ-РОДИТЕЛЯМИ»
(в рамках реализации программы "ВСМЕСТЕ - САДИК И СЕМЬЯ")
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Для формирования единого пространства развития ребенка перед нашим учреждением остро встал вопрос о необходимости поиска современных и эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Ведь именно от согласованности действий семьи и детского сада зависит улучшение качества дошкольного образования. Поэтому особое внимание уделяется созданию взаимодействия единого пространства развития ребенка, как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.
Весна 2020 года внесла новые реалии во все сферы жизни, в том числе и в работу педагогов детского сада. В связи со сложившейся ситуацией необходим поиск новых удобных и безопасных форм работы с воспитанниками и их родителями, чтобы никто из них не чувствовал себя брошенным.
С 2021 года наше образовательное учреждение является флагманом районного проекта «Ответственное родительство», которое реализуется в Невском районе Санкт-Петербурга более 3-х лет.
Эффективное взаимодействие семьи с дошкольной образовательной организацией – важная задача государства, что подтверждает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования п. 3.2. «…поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность»
Для конструктивного взаимодействия с семьями в нашем детском саду на площадке № 2 (Кржижановского д. 2 Лит. А) была разработана и апробирована «Модель творческого взаимодействия между воспитанниками-педагогами-родителями», разработанная заместителем заведующего Орловой Н.Г., старшим воспитателем Шмаковой С.И., а также при активном участии всего педагогического коллектива (далее – Модель).
Формат данной Модели позволяет родителю:
- · погрузиться в повседневную жизнь детского сада,
- · увидеть интеграцию образовательных областей и видов детской деятельности,
- · оценить компетентность педагогов и качество среды, в которой воспитывается их ребёнок.
Активное включение родителей в образовательную деятельность в триаде «педагог-родитель-ребёнок», обеспечивает согласование действий педагогов и родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
РОЛЬ РЕБЕНКА В ДАННОЙ МОДЕЛИ -
- · проводить больше времени с близкими людьми;
- · воспитываться в условиях согласования образовательных ориентиров педагогами и родителями;
- · находиться в комфортном жизненном пространстве семьи и детского сада;
- · обогащать опыт взаимодействия с детьми и взрослыми при решении разнообразных задач.
РОЛЬ РОДИТЕЛЯ В ДАННОЙ МОДЕЛИ -
- · увидеть, понять, принять собственного ребёнка;
- · понять ценность и самобытность дошкольного детства;
- · развивать позицию ответственного родителя в воспитании ребёнка;
- · «визуализировать» образовательную деятельность детского сада;
- · включиться в реальную образовательную практику дошкольного учреждения;
- · определить ориентиры для экспертной деятельности в детском саду.
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ДАННОЙ МОДЕЛИ -
- · создать условия для качественной реализации образовательной программы дошкольной организации;
- · увидеть позицию родителей в воспитании ребенка;
- · обогатить арсенал методов и приёмов взаимодействия с детьми в результате изучения опыта семейного воспитания;
- · выстраивать партнёрские равноправные взаимоотношения с родителями воспитанников, обеспечить их включение в образовательную деятельность в детском саду;
- · сделать работу с родителями интересной, творческой, менее формальной и шаблонной;
- · уйти от «демонстрации» образовательных достижений детей родителям к их совместному достижению.
КАКИМ ОБРАЗОМ ПРОЕКТИРОВАЛАСЬ ДАННАЯ МОДЕЛЬ?
Проектирование модели по развитию взаимодействия детского сада с родителями дошкольников предполагалось в несколько этапов.
Первый этап взаимодействия педагога с родителями – это демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость этого этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка. Таким образом на данном этапе все направлено на установление доверительных отношений с родителями.
Второй этап установления доверительно-деловых контактов с родителями показывает, как налаживание взаимодействия невозможно без обмена информацией, т.е. тесное переплетение интерактивной стороны с коммуникативной. На данном этапе педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить, таким образом сформировать у родителей установку на сотрудничество.
На третьем этапе взрослые меняются ролями. Целью этого этапа является предоставление возможности родителям проявить свою готовность к сотрудничеству.
Таким образом, мы пришли к выводу, что отношения педагога с родителями должно осуществляться на основе сотрудничества и доверительных отношений друг к другу при соблюдении следующего условия - переход к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
Из чего складывается открытость дошкольного учреждения?
Это - «открытость внутрь» и «открытость наружу».
«Открытость внутрь» для дошкольного учреждения помогает сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным. Данное направление помогает вовлечению родителей в образовательный процесс детского сада, тем самым гуманизируя отношения между детьми, педагогами, родителями. Родители в действительности могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть любое эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье.
Так, одни родители с удовольствием помогают:
- в организации экскурсий:
- в мульти брендовый экипировочный центр «СКА»
- на фабрику «Ленигрушки» - гимназию № 513
- в оснащении педагогического процесса:
- разработка дидактического пособия «Времена года» для центра природы
- участие в проектной деятельности «Птицы нашего города»
- изготовление игрового оборудования для проведения двигательной активности детей на прогулке
- в реализации воспитательно-образовательной деятельности:
- участие в роли актеров в постановках театрализованных представлений на детских музыкальных праздниках
- участие в различных формах совместной с детьми деятельности (выставки совместного творчества, семейные конкурсы, акции «Гость в группе» и т.д.
- участие в проектной деятельности «Лукоморье. Экологическая тропа»
- участие в создании проектной деятельности «Этих дней не смолкнет слава»
- участие в совместной досуговой физкультурно-оздоровительной деятельности
- участие в различных формах совместной с педагогами деятельности (проведение прогулки, мастер-классов, изготовление стенгазет и т. д)
4. участие в благоустройстве территории детского сада
«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума своего района, региона, различных городов, готов сотрудничать с социальными институтами на региональном и международном уровне. Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным.
Работа в данном направлении развивается. Дошкольное учреждение участвует в дошкольном направлении городского социального проекта «Огонек Добра» - «Искорки Доброты», который включает в себя цикл добрых мероприятий для воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других городов-участников. Очень приятно, что в Акциях данного проекта с каждым разом принимают участие большее количество семей наших воспитанников.
Особая ценность акций заключается в том, что, участвуя в них, ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир. А также решается самая главная задача по развитию взаимодействия - объедения и сплочения коллектива дошкольников, родителей и педагогов на основе добрых акций.
Итак, как мы видим, отношения дошкольного учреждения с семьей могут быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада «внутрь» и «наружу».
Апробация данной Модели позволило начать разработку Просветительской программы для родителей «ВМЕСТЕ – САДИК И СЕМЬЯ», которая осуществляется путем включения следующих подпроектов:
ВЫХОДНЫЕ С ПОЛЬЗОЙ (коллекция виртуальных экскурсий)
ГОВОРЯЩАЯ СТУДИЯ
Цикл видеороликов от "Говорящей студии" за 2022-2023 учебный год
Цикл видеороликов от "Говорящей студии" за 2023-2024 учебный год
БУККРОССИНГ
Перечень мероприятий социокультурного пространства "Буккроссинг" на 2022-2023 учебный год
КОЛЛЕКЦИЯ МАСТЕР-КЛАССОВ "ВМЕСТЕ САДИК И СЕМЬЯ"
Мастер-классы от родителей
Мастер-классы от педагогов
Мастер-классы от детей
ПОСТ-РЕЛИЗЫ
Пост-релиз "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста" (апрель 2021 года)
Пост-релиз "Проект совместной деятельности родители-дети-воспитатели "День матери" (ноябрь 2021 года)
Пост-релиз "Семья. за каждым ребенком стоят родители" (декабрь 2021 года)
Пост-релиз "Экскурсия в профессиональный магазин хоккейной команды СКА" (ноябрь 2022)
Пост-релиз "Экскурсия на фабрику по изготовлению ёлочных игрушек" (декабрь 2022)
Пост-релиз "Мастер-класс с родителями воспитанников "Изготовление новогодней снежинки" (декабрь 2022)
Пост-релиз "Открытая тематическая прогулка "День рождения Снеговика" (январь 2023)
Пост-релиз "Знакомство с профессией "Парикмахер" (январь 2023)
Пост-релиз "Экскурсия в Ботанический сад" (январь 2023)
Пост-релиз "Открытка для папы и дедешки" (февраль 2023)
Пост- релиз "23 февраля - День защитника Отечества" (февраль 2023)
Пост-релиз "Новогодние маски" (декабрь 2023)
Пост-релиз "Зимние забавы" (декабрь 2023)
Пост-релиз "Акция. Птичья столовая" (декабрь 2023)